Каким может быть первый российский корабль-дрононосец

    Несколько дней назад стало известно о спуске на воду в Китае первого полуавтономного корабля-дрононосца под названием Zhu Hai Yun. Событие это весьма примечательное, поскольку в КНР смогли воплотить в жизнь чрезвычайно перспективную концепцию, которая может быть полезна и ВМФ РФ.

    Китайский дрононосец

    Формально Zhu Hai Yun – это мирное исследовательское судно водоизмещением всего в 2000 тонн. Его длина составляет 88,5 метра, ширина – 14 метров. Максимальная скорость достигает 18 узлов, крейсерская – 13 узлов. Судно было построено на верфи Huangpu Wenchong Shipyard и является составной частью интеллектуальной мобильной системы стереонаблюдения за океаном (IMOSOS), разработанной Южной лабораторией морской науки и техники Гуандуна. Оно является полуавтономным: в порту управляется дистанционно, а в открытом море управление переходит к искусственному интеллекту.

    Наибольший интерес, помимо применения ИИ на флоте, представляет собой «вооружение» китайского дрононосца, представленное воздушными, подводными дронами и беспилотными малыми надводными судами общим числом в 50 единиц. Они позволяют вести как мирные исследования Мирового океана, так и гипотетически – воздушную разведку и целеуказание, подводную разведку и минирование. О возможном военном предназначении прямо в КНР не говорят, но оно само собой подразумевается.

    И это весьма интересный проект, который наглядно показывает, в каком направлении может дальше пойти российский военно-морской флот.

    Зачем нужны дрононосцы

    О том, зачем на море нужна палубная авиация, сказано уже столько, что нет особого смысла повторяться. Кому надо, тот и сам знает, кому не надо, того не переубедишь. Но, пожалуй, единственный здравый контраргумент, который выдвигают «авианосцефобы», состоит в том, что это большие и дорогие корабли, которые долго строятся и потом нуждаются в инфраструктуре для базирования и обслуживания. Увы, это действительно так.

    За многофункциональность приходится дорого платить. Если и строить авианосец, то полноценный, тяжелый ударный, с атомной силовой установкой, катапультами, большим авиакрылом, и получается что-то вроде АТАВКР «Ульяновск» с полным водоизмещением почти в 80 000 тонн. Если посмотреть на универсальный десантный корабль проекта 23900, то в него конструкторы постарались впихнуть максимум функциональности: и танковая палуба, и средства десантирования, и лазарет, и кубрики для экипажа и батальона морской пехоты, и ангары для вертолетов, и еще много чего полезного. Получился прекрасный многозадачный корабль с полным водоизмещением в 40 000 тонн. Нужны авианосцы и УДК флоту? Конечно, нужны. Но их строительство – дело долгое и дорогостоящее, при этом часть их задач вполне могли бы решить корабли существенно меньших размеров и стоимости. В частности, дрононосцы.

    Итак, какие задачи может решить корабль-дрононосец?

    Во-первых, это воздушная разведка, загоризонтный поиск и целеуказание. Для этого потребуется создание и «оморячивание» БПЛА ДРЛОиУ.

    Во-вторых, противолодочная борьба при помощи дронов вертолетного типа, оснащенных радиобуями, магнитометрами и погружаемыми ГАС.

    В-третьих, нанесение ракетных ударов по наземным целям разведывательно-ударными дронами.

    В-четвертых, при помощи перспективных БПЛА-«камикадзе» «Ланцет» возможно так называемое воздушное минирование, а подводные дроны смогут осуществить настоящее минирование или, наоборот, разминирование акватории.

    В-пятых, корабль-дрононосец способен выполнять патрулирование и охрану морских границ на большой протяженности благодаря использованию разведывательных БПЛА.

    Иначе говоря, весьма полезный корабль для ВМФ РФ получился бы. И, надо сказать, что слухи о начале работы в России над кораблем-платформой для БПЛА начали распространяться еще в прошлом году.

    Как он может выглядеть

    Сразу отметим, что целиком и полностью ориентироваться на китайский дрононосец не получится. Zhu Hai Yun – это все же сугубо мирный корабль, на котором только отрабатываются перспективные концепции и технологии.

    Едва ли кто-то всерьез будет пускать в бой дрононосец, управляемый искусственным интеллектом. Без экипажа подготовить БПЛА и подводные аппараты к выполнению боевой задачи, заправить, отремонтировать и совершить иные манипуляции нереально. Поэтому команда все же будет, но ее численность можно было бы сократить за счет средств автоматизации. Поэтому на борту понадобятся помещения для обеспечения ее жизнедеятельности, но на размерах корабля можно будет сэкономить, позабыв про танковые палубы, лазареты и прочее, как на УДК.

    Также на пользу скромности водоизмещения пойдет то, что не понадобятся ни катапульты, ни ангары для самолетов, ни погреба с боеприпасами, ни ядерная силовая установка, как на АТАВКР. Что понадобится, так это продольная палуба с надстройкой-«островом», вынесенной вправо, где будет находиться радиоэлектронный центр управления авиакрылом, чтобы БПЛА самолетного типа имели пространство для разгона и взлета, а также специальные сетки для посадки. Беспилотники вертолетного типа смогут взлетать и садиться на скромных размеров площадке. Дроны-«камикадзе» в свой последний полет будут запускаться при помощи пневматической катапульты. Ангары для хранения авиационной, надводной и подводной группы будут располагаться под палубой.

    Самостоятельно такой дрононосец применяться никогда не будет, только в составе корабельной ударной группы (КУГ), которая и обеспечит его противовоздушную и противолодочную защиту. Тем не менее ЗРПК малого радиуса действия типа морской версии «Панциря» установить необходимо.

    В итоге водоизмещение нашего перспективного корабля-дрононосца вырастет с 2000 тонн, как у «китайца», до 6000-8000 тонн, как у фрегата или эсминца, но это то, что отечественная судостроительная отрасль осилить в состоянии без надрыва. Польза от вспомогательного авианесущего корабля данного класса очевидна, поскольку он значительно расширит возможности КУГ, в составе которой находится.

    от admin