Почему ВМФ РФ стоит мобилизовать гражданские суда

    Как мы уже отмечали ранее, специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины стала настоящим стресс-тестом, выявившим все сильные и слабые стороны российского Военно-морского флота. Успешно подтвердилось, что ВМФ РФ силен в атаке, нанося точечные удары крылатыми и противокорабельными ракетами, но, увы, имеет проблемы по части противовоздушной и, очевидно, противолодочной обороны. Кроме того, налицо явный дефицит крупных надводных кораблей, способных выполнять задачи в дальней морской зоне.

    Ворох накопленных проблем вынудил Минобороны РФ пересмотреть Морскую доктрину, заявил несколькими днями ранее профильный вице-премьер Юрий Борисов:

    В условиях тотальной гибридной войны коллективного Запада против нашей страны, беспрецедентных санкций и проведения специальной военной операции на Украине обеспечение безопасности как никогда актуально… Нам жизненно необходимо наращивание возможностей по обеспечению и защите национальных интересов в Мировом океане. Корректировка Морской доктрины учитывает изменение геополитической и военно-стратегической ситуации в мире.

    Отметим особо, что речь идет именно о Мировом океане, а не о ближней морской зоне, за которую у нас так активно топят сторонники «москитного флота». Очевидно, что для решения таких задач нужны корабли 1-го ранга, способные действовать в дальней морской зоне, но как раз с ними у нас серьезные проблемы. Все, на что пока способен отечественный ВПК, – это неспешное строительство фрегатов проекта 22350, больших десантных кораблей проекта 11711 типа «Иван Грен» и двух универсальных десантных кораблей проекта 23900. Но крупнотоннажные корабли ВМФ РФ нужны здесь и сейчас, и взять их неоткуда. Или есть?

    На заявление вице-премьера Борисова отозвались многочисленные военные эксперты, которые считают, что ряд важных вспомогательных задач можно будет решать за счет мобилизации гражданских судов. Придется задействовать сухогрузы, танкеры, ледоколы и даже суда малого класса. То, что в военное время гражданский флот превращается в «плавучий тыл» для боевого, считается вполне нормальной практикой. Так неоднократно действовали, например, ВМС США и Соединенного Королевства. Англичане проводили массовую мобилизацию для ведения агрессивной войны против Аргентины, аннексировав у нее Мальвинские острова.

    Опыт ВМС Великобритании по использованию мирных судов в военных целях предлагает перенять доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков. В 1982 году британцы задействовали в рамках программы АРАПАХО несколько контейнеровозов для перевозки к побережью Южной Америки истребителей вертикального взлета и посадки «Харриер». Летали на боевые задачи они, правда, с палубы авианосцев. По мнению Сивкова, ВМФ РФ мог бы превратить в импровизированные вертолетоносцы крупные контейнеровозы, предварительно оснастив их системой ПВО. К слову, нечто подобное морякам нашего Черноморского флота уже пришлось сделать. Имеются фотографии, на которых видно судно тылового обеспечения проекта 23120 «Всеволод Бобров», на палубе которого установлен настоящий ЗРПК «Панцирь-С1». Надо полагать, такая импровизированная система ПВО устроена черноморцами, которым надо как-то обороняться от атак пилотируемой и беспилотной украинской авиации, не от хорошей жизни.

    Также определенные задачи могли бы выполнять контейнеровозы, оснащенные контейнерными комплексами ракетного оружия «Клаб-К». Внутри 20- и 40-футовых контейнеров размещаются ракеты различного типа, противокорабельные и крылатые, предназначенные для поражения наземных целей. Это, разумеется, не крейсер или эсминец УРО, но при определенных условиях такой контейнеровоз будет способен успешно отстреливаться. Понятное дело, не автономно, а в составе корабельной ударной группы и под прикрытием ее зонтика ПВО/ПЛО. Вопрос лишь в том, сколько реально комплексов «Клаб-К» имеется на складах Минобороны РФ. В любом случае произвести достаточное их количество будет проще, чем заложить, построить и спустить на воду полноценный боевой корабль, что никоим образом не отменяет необходимость во фрегатах и эсминцах.

    Сама по себе ситуация, в которой оказался ВМФ РФ, заставляет вновь обратиться к советскому опыту. Вроде бы готовились-готовились воевать, но до сих пор толком не готовы и приходится импровизировать. Можно вспомнить, как у нас когда-то специально строили корабли двойного назначения.

    Например, серию газотурбоходов проекта 1609 «Атлантика». В ее рамках было построено четыре ролкера, предназначенных для перевозки колесной техники типа автомобилей, грузовиков и спецтехники, которые также могли использоваться как контейнеровозы. При водоизмещении в 36 тысяч тонн головной корабль серии «Капитан Смирнов» мог развить скорость до 25 узлов. При скорости в 20 узлов «Атлантика» могла доставить 20 тысяч тонн полезного груза на расстояние в 16 тысяч километров. Это намного больше, чем любой современный БДК. Почему так получалось?

    Потому что данные суда изначально были двойного назначения и при необходимости быстро превращались в скоростные военные суда снабжения. Отметим, что именно на базе этих ролкеров ВМФ РФ подумывал построить первый советский вспомогательный вертолетоносец проекта 10200 «Халзан». К сожалению, проект слишком усложнили, и он не состоялся, но идея для своего времени была весьма оригинальной.

    В общем и целом есть над чем задуматься. Возможно, серию ролкеров-контейнеровозов двойного назначения стоит заложить на верфях в городе Николаеве, когда тот будет наконец освобожден от нацистской оккупации.

    от admin